"Чудо шашки""

Цель: обучение дошкольников принципам шашечной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки. 

Задачи:

Образовательные:

  • научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
  • обучать простым комбинациям, практике шашечной игры;
  • обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шашках в процессе игры;
  • формировать мотивацию к познанию и творчеству;
  • вырабатывать у детей умения применять полученные знания на практике;
  • обеспечивать успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шашечной партии.

Воспитательные:

  • воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
  • воспитывать уверенности в себе и в своих силах, самостоятельность в принятии решений; 

Развивающие:

  • развить умственные способности: логического мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение; 
  • развивать образное и аналитическое мышление - умение производить расчеты на несколько ходов вперёд;
  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • развивать самостоятельность в решении логических задач.

Программа занятий

Содержание учебного плана

Ноябрь

Тема 1 «По  дороге  знаний» - экскурсия в шашечный клуб. (1 час)

Программное содержание: Знакомство  с  помещением, тренером, с   историей  шашек. Познакомить с историей возникновения игры. Понятие о здоровом образе жизни.

Теория (0,4 ч). Практика (0,6 ч).

1. Организационный момент.

2. Показ Презентации «По дороге знаний».

3. Физкультминутка.

4.Д.и «Собери пазлы».

5. Подведение итога.

Материал: презентация, пазлы.

Форма контроля: фронтальная.

Тема 2 Сказка начинается  «Королевство  шашек» (1 час)

Программное содержание: Познакомить  с понятиями  шашка, жителями  шашечной  страны.

Теория (0,4 ч). Практика (0,6 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми «Шашечная доска».

3. Просмотр  видеофильма «Про  поросенка, который  умел  играть  в  шашки».

4.Упражнять в расстановке шашек.

5. Физкультминутка.

6. Д.и «Найди ошибку».

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек.

Форма контроля: фронтальная.

Тема 3-4 «Путешествуем  по  сказочному  королевству» -  «Шашечная доска и шашки. (2 часа)

Программное содержание: Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Чтение сказки «Королевство шашек»

3. Упражнять в расстановке шашек.

4. Физкультминутка.

5. Д.и «Найди ошибку».

6. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек.

Форма контроля: фронтальная.

Декабрь

Тема 5 «Волшебные  ниточки  сказочного  королевства» - «Шашечные дороги». (1 час)

Программное содержание: Познакомить с понятием вертикаль.

Теория (0,3 ч). Практика (0,7 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Д.и. «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально».

4. Физкультминутка.

5. Д.и «Найдите отличие» от вертикали, расположенной на шашечной доске.

6. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры, листы бумаги, ручки.

Форма контроля: фронтальная.

Тема 6-8 «Задания  умной  совы» - «Шашечные дороги». (3 часа)

Программное содержание: Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

Теория (0,9 ч). Практика (2,1 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Д.и. «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально и вертикально».

4. Физкультминутка.

5. Упражнять в расстановке шашек

6.Выполнение заданий на листе бумаги.

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры, листы бумаги, ручки.

Форма контроля: фронтальная.

Январь

Тема 9 «Задания  умной  совы» - «Шашечные дороги». (1 час)

Программное содержание: Познакомить с понятием «горизонталь»  игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

Теория (0,3 ч). Практика (0,7 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Д.и. «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально и вертикально».

4. Физкультминутка.

5. Упражнять в расстановке шашек

6.Выполнение заданий на листе бумаги.

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры, листы бумаги, ручки.

Форма контроля: фронтальная.

         Тема 10-11.  Встреча  на  лесной  поляне - «Зайкины  шашки». (2 часа)

Программное содержание: Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Чтение художественной литературы «Русские шашки – Зайкины шашки».

4. Физкультминутка.

5. Д.и. «Самый меткий стрелок»

6.Игра в шашки..

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

Февраль

         Тема 12-13.  Встреча  на  лесной  поляне - «Зайкины  шашки». (2 часа)

Программное содержание: Познакомить  с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия).

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Чтение художественной литературы «Русские шашки – Зайкины шашки».

4. Физкультминутка.

5. Д.и. «Самый меткий стрелок»

6.Игра в шашки..

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

          Тема 14-15.  «Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля. (2 часа)

Программное содержание: Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра.

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Чтение сказки «Два королевства» из книги Сидорычев В.Н.

4. Физкультминутка.

5. Д.и. «Кто первый?»

6.Игра в шашки.

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

Март

          Тема 16.  «Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля. (1 час)

Программное содержание: Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название  Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра.

Теория (03 ч). Практика (0,7 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Чтение сказки «Два королевства» из книги Сидорычев В.Н.

4. Физкультминутка.

5. Д.и. «Кто первый?»

6.Игра в шашки.

7. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

         Тема 17-19.  «В  гостях  у  знатока  шашек – Зайки». (3 часа)

Программное содержание: Практическое закрепление материала.  Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Теория (0,9 ч). Практика (2,1 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Беседа с детьми о шашках.

3. Физкультминутка.

4. Д.и. «Найди ошибку»

5. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

6. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

Апрель

        Тема 20-21.  «Там  на  невиданных  дорожках» - «Диагональ». (2 часа)

Программное содержание: Познакомить с понятием диагональ- косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Знакомство с диагональю на шашечной доске.

3. Чтение стихотворения «Правило игры»

4. Физкультминутка.

5. Д.и. «Кто быстрее расставит шашки на доске?»

6.Игра в шашки.

7. Выполнение заданий на доске и листе бумаги.

8. Знакомство детей с понятиями: ход и взятие фигур.

9. Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

Тема 22-23  «Лесная  школа  умного  зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов (2 часа)

Программное содержание: Познакомить с шашечным понятием фланг. 

Теория (0,6 ч). Практика (1,4 ч).

1. Организационный момент (приветствие).

2. Повторение правил игры в шашки.

3. Д.и «Кто быстрее расставит шашки на доске?»

4. Физкультминутка.

5. Познакомить с шашечным понятием фланг

6.Игра в шашки.

7. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

8 Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

9. Упражнения на выполнение ходов пешками.

10.Практическое закрепление материала.

11.Подведение итогов.

Материал: наборы шашек, дидактические игры.

Форма контроля: фронтальная.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie