"Волшебный микрофон"
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится музыкальным руководителем в ходе педагогической диагностики - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в мероприятиях, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, концертах.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
По окончании обучения дети:
- имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству;
- поют естественным голосом, протяжно;
- умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют;
- различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное;
- точно воспроизводят и передают ритмический рисунок;
- умеют контролировать слухом качество пения;
- выработана певческая установка;
- могут петь без музыкального сопровождения;
- внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов;
- могут петь без помощи руководителя;
- проявляют активность в песенном творчестве;
- поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Основу репертуара программы составляют детские песни народной, классической и современной музыки, песни из мультфильмов. Разнообразие репертуара позволяет педагогу подбирать музыкальные произведения с учетом возрастных особенностей и уровня развития вокальных способностей детей.
Принципы подбора репертуара: исполнительские возможности; художественная ценность произведения.
Песенный репертуар может быть изменён и дополнен с учетом особенностей детей.
Программа занятий
Содержание учебного плана
1 - вводное занятие.
Тема: "Песня – душа народа» (1 часа)
Роль музыки, песни в жизни человека.
Теория: (0,5 ч.)
Беседы с детьми на темы: «Что такое звук?», «Звуки шумовые и музыкальные».
Практика: (0,5 ч.)
Приветствие: «Пропой своё имя ласково». Музыкально-коммуникативная игра «Найди друга», дидактическая игра «Слушаем тишину». Вокально-певческая постановка корпуса: Cлушание - Л. Абелян «Петь приятно и удобно»
Распевание: «Листики летят» М. Сидорова, «Ветер», «Как кричит крокодил» А. Усачев. Пение: «Тише, тише, тишина» - слушание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железновой «Апельсин» - разучивание, музыкальная игра «В доме моём тишина».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
2-3 занятие
Тема: «Моя мама – лучшая на свете» (2 часа)
учить детей петь без напряжения; развивать ладотональный слух; развивать эмоциональную отзывчивость на песню о маме; знакомить с новой песней.
Теория: (0,6 ч.)
Беседа с детьми на темы: «Основные обозначения динамики (f, mf, sf, p, mp)». Л. Абелян «Дыхание. Дыхательная гимнастика». «Хор и дирижер».
Практика: (1,4 ч.)
Приветствие: «Пропой имя соседа справа». Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное», развивающая игра «Я тебя знаю» - отмечать ударные и безударные слоги имени с помощью динамики (f и p).
Распевание: «Мы поём», «Без слов» - исполняется закрытым ртом, «Эхо», «Лесенка». Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова – закрепление. «Мамочка» слова Н.Осошник, музыка В.Осошник – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание, музыкальная игра «Тишина».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление музыкальной игры «Тишина»
4 - занятие
Тема: «Расскажи нам песенка» (1 часа)
учить детей петь естественным голосом, без напряжения, лёгким звуком; упражнять детей в чистом интонировании большой терции вниз; упражнять в чистом интонировании мелодии поступенно вверх и вниз.
Теория: (0,5 ч.)
Беседы с детьми на тему: «Динамические оттенки в музыке»; «Сила звука и динамический слух».
Практика.: (0,5 ч.)
Приветствие: «Пропой имя соседа слева». Музыкально-коммуникативная игра «Доброе животное».
Cлушание - Л. Абелян «Дыхание»
Распевание: «Считалочка» М. Сидорова, «Эхо».
Пение: «Кот Мурлыка» слова Ю. Марцинкевича, музыка А Морозова - разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Рисование» - разучивание, музыкальная игра «Тишина».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
5 - занятие
Тема: «Город детства». (1 часа)
Учить петь песню под фонограмму без напряжения, естественным голосом; следить за чётким и ясным произношением слов в пении; развивать эмоциональное отношение к пению; продолжать учить детей передавать весёлый характер песни, правильно пропевать гласные в словах; учить детей петь песню по цепочке.
Теория: (0,5 ч.)
Беседа: «Как беречь голос» Л. Абелян, закаливание звуки – А, Э.
Практика: (0,5 ч.)
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…».
Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «Мы – весѐлые ребята», «У деда Ермолая».
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - разучивание, музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление песни «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина
6-7-8 занятие
Тема: «С песней встретим Новый год!» (3 часа)
учить петь выразительно, передавая разный характер песен; закреплять умение сохранять правильную осанку во время пения; учить точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок песни, брать дыхание между короткими музыкальными фразами
Теория: (0,9 ч.)
Беседа с детьми на тему: «Высота звука и звуковысотный слух»,
Практика: (2,1 ч.)
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная игра «Дотронься до…». «Я красиво петь могу» - слушание.
Распевание: «Без слов», «Пою себе», «Гармошка» - исполняется закрытым ртом.
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина – закрепление. «Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Часы» - закрепление, музыкальная игра «Ёлочки-пенечки».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление пальчиковой игры Е. Железновой «Часы». Закрепление песни слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова «Белые снежинки»
9 - 10 занятие
Тема: «Русская зима» (2 часа)
песни о зиме; учить петь детей в ансамбле, одновременно начинать и заканчивать песню; петь с инструментальным сопровождением и без него; развивать мышцы голосового аппарата
Теория: (0,6 ч.)
Беседа с детьми на тему: «Звукообразование и звуковедение при разучивании музыкального произведения»
Практика: (1,4 ч.)
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки».
Л. Абелян. Распевание: «Без слов», «Пою себе» - исполняется закрытым ртом, «У деда Ермолая», «Вышел зайчик погулять».
Пение: «Зимняя сказка» слова А.Усачева, музыка А.Пинегина. «Белые снежинки» слова И.Шаферана, музыка Г.Гладкова – повторение.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание, музыкальная игра «Поём гласные».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
Игра на металлофонах «Ну-ка повторяйте» Е. Железнова
11 - занятие
Тема: «От песенки до оперы» (1 часа)
Познакомиться с формами и жанрами вокальной музыки; учить детей высказываться о характере песни; развивать эмоциональную отзывчивость на песню; упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках
Теория: (0,5 ч.)
Беседа с детьми на тему : «Длительность звука и чувство ритма».
Практика: (0,5 ч.)
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки» в быстром темпе.
Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».
Пение: Музыкальная сказка «Колобок на новый лад».
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - закрепление, музыкальная игра «Поём гласные».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
Музыкально – дидактические игры: «Два цветка», «Угадай настроение»
12 -13 занятие
Тема: "Хороводные, шуточные, календарные песни" (2 часа)
песни к Масленице; добиваться чистого интонирования мелодии, умения брать дыхание между музыкальными фразами; учить песню по музыкальным фразам.
Теория: (0,6 ч.)
Беседы с детьми на темы: «Нотный стан, скрипичный ключ, нота «До», «Формирование качества звука. Интонация»
Практика: (1,4ч.)
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».Л. Абелян, «Баю бай» р.н.п. Распевание: «Запевай песню», «Пою себе», «Села кошка на такси».
Пение: «Вот уж Зимушка проходит» русская народная песня, «Хоровод Масленица» слова и музыка И.Парахневич – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание, музыкальная игра «Гули-гули».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление песни слова и музыка И.Парахневич «Хоровод Масленица»
14 - 15 занятие
Тема: "Россия – Родина моя" (2 часа)
Знакомить с новой песней; уточнить умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; продолжать учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; упражнять в чёткой дикции; учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами.
Теория: (0,6ч)
Беседы с детьми на темы: «Ноты «ДО», «РЕ». Ребусы», «Формирование качества звука. Интонация»
Практика: (1,4ч.)
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик».Л. Абелян, «Птичка-синичка»
Распевание: «Запевай песню», «Села кошка на такси», Сольфеджио.
Пение: «Росиночка-Россия» слова И.Шевчука, музыка Е.Зарицкой – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - разучивание,
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление музыкальной игра «Гули-гули».
16 – занятие
Тема: «Мы рисуем голосом» (1 часа)
Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; развивать творческую самостоятельность, накапливать и использовать музыкальный опыт; учить петь, правильно передавая ритмический рисунок; продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песен, их содержание; учить тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен.
Теория: (0,5ч)
Беседы с детьми на темы: «Ноты «ЛЯ», «СИ»; «Дикция, артикуляция, слово»
Практика. (0,5ч.)
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик», «Скульптор».Л. Абелян, «Песенка про дикцию».
Распевание: «Колокольчик», «Колыбельная», «Ноты изучаем», Сольфеджио.
Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – закрепление.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - разучивание.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Закрепление и исполнение песни слова и музыка И.Черник «Моя мама».
17 - занятие
Тема: "Госпожа Мелодия" (1 часа)
Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух; продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их исполнения, проявляя при этом и самокритичность к собственному пению.
Теория: (0,5ч.)
Беседы с детьми на тему: «Ноты «МИ», «ФА». Ребусы», «Формирование качества звука. Интонация»
Практика: (0,5ч)
Практика: (0,5ч.)
Приветствие: «Здороваемся с хлопками». Музыкально-коммуникативная игра «Передай мячик». Л. Абелян, «Динь-дон» р.н.п. Распевание: «Запевай песню», «Колокольчик», «Села кошка на такси», Сольфеджио.
Пение: «Моя мама» слова и музыка И.Черник – разучивание.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Шла кукушка» - закрепление, музыкальная игра «Гули-гули».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
Музыкально-коммуникативная игра: «Скульптор».
18- 19 занятие
Тема: "Мы весну встречаем" (2 часа)
Учить детей чувствовать жанр песни; упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке; следить за правильным дыханием; закреплять навык звуковысотной ориентировки; добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт; учить петь выразительно, осмысливая характер песен; развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму. закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения.
Теория: (0,6ч)
Беседы с детьми на темы: «Ноты «ЛЯ», «СИ». Ребусы», «Дикция, артикуляция, слово»
Практика: (1,4ч.)
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкально-коммуникативная игра на снятие напряжения «Солнечный зайчик», Л. Абелян, «Песенка про дикцию», скороговорки.
Распевание: «Колыбельная», «Пой со мной».
Пение: «Веселая песенка» слова В.Борисова, музыка А.Ермолова.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Паучок» - закрепление, музыкальная игра «Повторяй за мной».
Форма контроля: Педагогическое наблюдение
Пение: «Веселая песенка» слова В.Борисова, музыка А.Ермолова.
20 - занятие
Тема: «В гостях у сказки» (1 часа)
Познакомиться с профессией актёр театра, научиться импровизировать песенные фразы; развивать у детей самостоятельность в театральном мастерстве; учить правильному голосоведению в работе над театральными фразами, выразительно обыгрывать песню; учить петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, игривая, светлая).
Теория. (0,5ч.)
Беседа с детьми на тему: «Звукообразование и звуковедение»
Практика. (0,5 ч.)
Приветствие: «Поздоровайся, с кем хочешь». Музыкально-коммуникативная игра на быстроту реакции «Ворона», развивающая игра «Слушай хлопки». Л. Абелян, «Песенка про гласные».
Распевание: «Запевай песню», «Вышел зайчик погулять», «Пою себе».
Пение- импровизация: «Что ты хочешь кошечка?» слова А.Шибицкой, музыка Г.Зингера, «Зайка, зайка, где бывал?» слова А.Шибицкой, музыка М.Скребковой.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Маленькая мышка» - разучивание.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Инсценировка песни «Весёлые музыканты».
21 - 22 занятие
Тема: «Что такое доброта?» (2 часа)
Учить петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но по музыкальным фразам; поощрять инициативу и творческие желания детей; развивать у детей ладотональный слух; слышать и точно передавать в пении поступенное движение мелодии; учить при пении правильно формировать гласные; воспитывать у детей чувство дружбы; учить петь выразительно, мимикой, жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песен.
Теория: (0,6ч)
Беседа: «Тембровая окраска и тембровый слух».
Практика. (1,4ч.)
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весёлый оркестр».
Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Подражаем скрипочке».
Пение: Песни по выбору.
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - разучивание.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение. Музыкальная игра «Шла коза по мостику».
23 - 24 занятие
Тема: «Апрельская капель» (2 часа)
Учить петь детей лёгким звуком в оживлённом темпе; учить детей точно воспроизводить ритмический рисунок песни; учить петь выразительно, передавая характер песни в целом, а также смену темпа в запеве и припеве; работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот; содействовать развитию у детей музыкальной памяти.
Теория: (0,6ч)
Беседа с детьми по теме: «Выразительность исполнения песен»
Практика. (1,4ч.)
Приветствие: Пение с показом рукой высоты звучания. Музыкально-коммуникативная игра «Прогулка по ручью», развивающая игра «Весёлый оркестр».Л. Абелян, «Модница», «Прекрасен мир поющий».
Распевание: «Пой со мной», «Это я», «Бубен», «Барабан».
Пение: Песни исполняемые на конкурс «Солнечный круг»
Прощание: пальчиковая игра Е. Железнова «Улитка» - закрепление.
Форма контроля: Педагогическое наблюдение.
Выступление на муниципальных конкурсах: «Солнышко в ладошках», «Юное поколение», «Солнечный круг»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»