"Пластилиновые истории""
Цель программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук, творческих и художественных способностей у детей младше го дошкольного возраста в процессе лепки.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Образовательные:
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;
Развивающие:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать понимание красоты окружающего мира.
Методы и средства:
• Наглядные (наблюдение, показ, образец).
• Словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы. вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение).
• Практические (показ способов изображения и способов действия).
• Пальчиковые игры.
• Педагогическая оценка.
Программа занятий
Содержание учебного плана
Ноябрь
Тема 1. Воздушные шары (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение свойств пластилина, показ приемов лепки. Техника безопасности. Правила работы с атрибутами.
Практика (0,8 ч):
1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.
3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
4. Развивать эстетическое и образное восприятие.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 2. Созрели яблочки в саду (1 час).
Теория (0,2 ч): Беседа о саде, фруктах, дарах осени. Показ приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
4. Развивать образное восприятие.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 3. Звездное небо (1 час).
Теория (0,2 ч): Беседа о звездном небе. Показ приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 4. Бусы для Люси (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.
2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.
3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
4. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Декабрь
Тема 5. Мы делили апельсин (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов.
2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов.
3. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 6. Черепаха (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 7. Веселый снеговик (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в определенное время года.
- Осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости, закрепляя навыки раскатывания, сплющивания.
- Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включая в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных картинок.
- Испытывать чувство удовлетворения от хорошо выполненной поделки.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 8. Клубочки для котенка (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 9. Зима. Елочка в снегу (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
- Познакомить с новым способ соединения длинных округлых палочек разной величины в рисунок дерева, применяя ранее полученные умения работы с пластилином, предавая характерные особенности внешнего строения разных деревьев.
- Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественной деятельности» цвет, материал, композиция.
- Укреплять познавательный интерес к природе.
- Украшать блесками, яичной скорлупой картинку.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Январь
Тема 10. Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).
4. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 11. Мышка-норушка и золотое яичко (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев.
2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
3. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
4. Развивать сюжетно-игровой замысел.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 12. Уточка с утятами (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и композиции.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Февраль
Тема 13. Украсим тарелочку (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Заинтересовать детей украшением тарелочки (одноразовой) красивым узором из цветов, сделанных техникой пластилинографией.
- Знакомить с композицией расположения элементов на окружности, симметрии, ритма.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 14. Самолет летит (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
3. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.
4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 15. Домик для зайки (по сказке) (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Дать детям представления о строении домика, заинтересовывая выполнением лепной картинки на плоскости.
- Помогать детям украсить вылепленный домик башенками, окнами, полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками)
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 16. Рыбка (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Уточнять знания детей о подводном мире.
- Создавать выразительный образ, используя в оформлении скорлупу фисташковых орехов.
- Доставить детям радость итоговым результатом.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Март
Тема 17. Радуга-дуга (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.
2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 18. Украсим сердечко цветами (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Заинтересовать детей изготовлением поделки для близких людей .
- Упражнять в навыках делении пластилина на равные части и скатывании его на шарики разной величины, составлять цветы и прикреплять их на горизонтальную поверхность. Украшать блесками.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 19. Мишка косолапый по лесу идет (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
Продолжать использовать в лепке знакомые приемы, придавая схожесть выразительными средствами и особенностями использования приемов пластилинографии.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 20. Петушок (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Создать красивую открытку с изображением петушка пластилинографией.
- Рисовать пластилином контур по рисунку, выполненному карандашом, заполняя пластилином весь рисунок способом размазывания и смешение пластилина не выходя за контур.
- Украшать рисунок по желанию
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 21. Лохматый щенок (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Показать детям способ обведения контура рисунка пластилином ( тонкой линией, либо жгутиком), затем заполнения его, дополняя деталями , отражающими характерные особенности строения животного.
- Стремиться к изображению законченного сюжета.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Апрель
Тема 22. Если колечки гуляют у речки, то эти колечки у нашей овечки (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Продолжать заинтересовывать детей изображением пластилином на горизонтальной поверхности домашних животных.
- Упражнять в применении спиралевидных деталей для создания выразительного рисунка.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 23. Деревья весне радуются (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Расширять знания детей растительного мира, растительности и животного мира леса.
- Передавать характерные особенности деревьев, выполняя их на картинке из отдельных частей.
- Объединять сюжет законченностью темы о лесе, о весне.
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 24. Цветочная полянка (1 час).
Теория (0,2 ч): Повторение приемов лепки.
Практика (0,8 ч):
- Закреплять умение детей выполнять работы из пластилина на горизонтальной плоскости, соединяя разнообразные мелкие детали в рисунок.
- Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.
- Применять в работе стеку для разрезания лепестков
Форма контроля: фронтальная (выполнение практического задания).
Тема 24 По замыслу (1 час).
Теория (0,2 ч). Беседа с детьми о подведении итогов «Чему мы научились». Просмотр видео презентации.
Практика (0,8 ч). Предложить детям выполнить работу по своему замыслу на любую тему, самостоятельно расставить и подписать свои работы
Форма контроля: Фронтальная (выполнение практического задания).
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника